Европейский русский молодежный форум 2012

Выборы в России и эстонские СМИ

MTÜ Inimõiguste Teabekeskus
Центр информации по правам человека
The Legal Information Centre for Human Rights
Reg. No 80005922
Estonia pst. 5а, Tallinn 10143, Estonia
Phone: (372) 6464270, fax: (372) 6464272
E-mail: centre@lichr.ee, http://www.lichr.ee
 
Одной из главных претензий российской оппозиции была жалоба на недостаточный доступ к СМИ. Эстонские власти постарались своими силами компенсировать этот недостаток. Здесь были представлены почти исключительно нения оппозиции, и чем «внесистемнее», тем больше.

ДО выборов в Государственную думу эстонская пресса старательно цитировала всех, кто предсказывал поражение Единой России или намекал на грядущие нарушения со стороны властей. А также утверждала о давлении на всех участников избирательного процесса: на саму оппозицию, на избиркомы, на избирателей и СМИ. Характерные заголовки на портале ДЕЛЬФИ: «Газета: администрация президента РФ требует обеспечить "Единой России" 65% голосов» (имеется в виду газета Ведомости); «В самом популярном блоге на Livejournal "Единая Россия" набрала меньше 5 процентов».

Ту же идею внедряли в массы присяжные знатоки России из эстонских политиков. Так, сотрудник Международного центра оборонных исследований Кадри Лийк была убеждена, что россияне уже устали от "правящего тандема", хотя по её мнению правящая партия получит большинство и без подтасовок. А вот председатель комиссии Рийгикогу по иностранным делам Марко Михкельсон утверждал со знанием дела, что реальная поддержка "Единой России" составляет 20-25 процентов. Но в целом до декабря 2012 года тема выборов в России явно не была приоритетной для эстонских СМИ.
Сразу ПОСЛЕ выборов 4 декабря поток публикаций и сообщений пошел по нарастающей. Разумеется, легитимность выборов была немедленно поставлена под сомнение. Сообщения о массовых фальсификациях со ссылками на авторитетные мнения «экспертов» подавались как свершившийся факт. Одновременно зафиксированный результат правящей партии «Единая Россия» оценивался как явное поражение. Характерно, что прогнозы ведущих социологических служб, с которыми практически с точностью до процента совпали результаты выборов, в эстонской прессе отражения не получили. Равно как и данные экзит-полов в день выборов. Зато подавались такие, например, «информационные сообщения»: «РБК: В одной из московских психушек «Единая Россия получила 93 процента голосов». Или сообщение, представленное как несомненный факт: «Редактор: На избирательном участке в Москве «Единой России» добавили 400 голосов».
Все эстонские СМИ и не раз процитировали Хилари Клинтон, которая даже не дожидаясь официальных итогов заявила, что не считает российские выборы "ни свободными, ни справедливыми". Реакция Путина, который резонно заметил, что такая торопливость некорректна и стоило бы подождать объявления итогов, рассматривалась как «раздраженный комментарий», «Путин ополчился; дал отповедь» и т.п.
В подкрепление слов Клинтон широко цитировались мнения оппозиционеров, от Л. Алексеевой («думские выборы в России прошли с нарушениями») и В. Новодворской до «независимых экспертов». Вот типичные примеры.
Финский эксперт по России, директор исследований Александровского института при Хельсинкском университете Маркку Кангаспуро считает, что результат вчерашних думских выборов в России является «пощечиной власти». А местный специалист, руководитель Балтийского центра исследований России Владимир Юшкин, не скрывал своего возбуждения: «Наконец-то… Обманули избирателя. Россия-матушка проснулась". Цитировались даже такие эксперты: «Глава разведки Финляндии: конец путинской эры на горизонте».
В качестве некоего баланса отдельные СМИ давали и другие мнения. Вот только это были не ссылки на оценки серьезных экспертов и наблюдателей в России, но мнения «простых читателей», и таким образом создавалось впечатление, что эти люди просто поддались официальной кремлевской пропаганде.
Редкие исключения – более взвешенные комментарии отдельных эстонских политиков из Центристской партии (М. Стальнухин, Э. Сависаар). Стоит отметить и стиль, в котором подавались отзывы отдельных иностранных политиков, не сразу включившихся в общий хор. Вот два характерных заголовка: «Глава МИД Израиля, пообщавшись с Путиным, признал российские выборы «кошерными» - и, вскоре после этого, «Израильский министр, оскандалившись с поддержкой Путина, заявил о нарушениях на выборах в РФ: «Их было много».
В этой связи митинги оппозиции получили в Эстонии прекрасную прессу. Кроме подробнейших репортажей (главным образом перепечатки европейских и американских СМИ) о митингах «несогласных» в Москве, эстонские СМИ пытались создать впечатление, что протесты носят всероссийский и массовый характер («Несанкционированные акции «За честные выборы» прошли в десятках городов РФ»; «Белая ленточка: российская акция несогласных»; «Выборы в России вызвали акции протеста»; и прочее). Стоит ли говорить, что слово получили практически все более-менее заметные оппозиционеры. Кроме уже упомянутых Новодворской и Алексеевой, бывшие и действующие политики (М. Горбачев, А. Зюганов, М. Касьянов, Г. Каспаров), до «новых политиков»: А. Навального, Б. Акунина (он же Г. Чхартишвили), К. Собчак. Правда, активнейшее участие в митингах «профессиональных революционеров» и радикальных националистов вроде С. Удальцова и Э. Лимонова и их сторонников практически замалчивалось. Акцент делался на массовости протестных митингов («Митингующие переполнили проспект Сахарова»), на участии среднего класса, и том, что эти усилия дают плоды.
Перепечатывалось сообщение о том, что по данным фонда «Общественное мнение» четверть россиян поддержали повторные выборы в Госдуму (и вскользь в тексте прошло, что при этом лишь 12% считают, что выборы были сфальсифицированы). Газета «Постимеэс» в заголовке сообщала, что «По нарушениям на выборах в России возбуждено более 2 тысяч дел». И лишь внимательно прочтя текст статьи можно понять, что 2 тысячи – это число протоколов об административной ответственности за ВСЕ нарушения, включая технические, а реальных уголовных дел возбуждено… 53. Что составляет сотые доли процента от всех избирательных участков.
Тон эстонских СМИ постепенно начал меняться к февралю 2012.
 

ЕС и Россия: актуальные тенденции в диалоге

Татьяна Соболева-Гримальд
Консультант по международной коммуникации
«Франция-Россия».
г.Тулуза, Франция.
 

"ЕС и Россия: актуальные тенденции в диалоге"
(Как средства массовой информации вашей страны отразили события последних месяцев в России, в частности, парламентские и президентские выборы ?)

План выступления:

Аналитическая записка об освещении избирательного цикла 2011-2012 в России средствами массовой информации Норвегии

Норвежские средства массовой информации достаточно активно освещают события общественно-политической жизни России. Во многом это обусловлено:

• во-первых, географическим соседством России и Норвегии, имеющим общую границу.
• Во-вторых, в норвежских СМИ наблюдается недостаток внутренних информационных поводов, что компенсируется освещением событий, происходящих вне страны.
• В-третьих, Россия, как один из крупнейших внешнеполитических акторов, безусловно, представляет интерес для Норвегии. В этой связи существует запрос на получение информации о происходящем в России.

Рынок СМИ в Норвегии представлен достаточно разнообразными источниками информации. Однако ключевыми СМИ можно назвать Норвежскую национальную телерадиовещательную компанию «NRK» и газету «Aftenposten». Эти два средства массовой информации наиболее доступны потребителям и в наибольшей мере формируют общественное мнение в Норвегии.
Для наблюдения за освещением избирательной компании по выборам в Госдуму 2011 и президентским выборам 2012 был выбран телеканал «NRK» с открытым доступом к видеоматериалам и публикациям на сайте www.nrk.no. Временной интервал наблюдений охватывает период с 1.08.2011 по 1.04.2012.
Целью наблюдения являлось выявление основных тем публикаций и репортажей, тональность и риторику новостей, основных ключевых ньюсмейкеров и референтных лиц, выявление специфических особенностей в освящении избирательной кампании телеканалом «NRK».

В ходе наблюдения были выявлены следующие особенности:

1. В период с 1.08.2011 по 1.04.2012 года телеканал (сайт телеканала) «NRK» практически ежедневно освещал события России. Сообщения охватывают различные стороны общественной жизни в России: внешняя политика, экономическое положение, культура и особенности национального менталитета, скандальные и громкие заявления видных общественных деятелей и политиков, выступления оппозиции, активность в интернете и социальных сетях, внутренняя политика в целом.

2. Тема выборов в период с 1.08.2011 по 1.04.2012 года на телеканале (сайте телеканала) «NRK» освещается волнообразно. Если в начале августа о выборах можно изредка слышать только в качестве напоминаний в репортажах, посвященных России, то по мере приближения к 4.12.2011 года количество сообщений о выборах заметно увеличивается. Журналисты все чаще делают выборы и подготовку к ним – основной темой сюжетов. За неделю до парламентских выборов можно наблюдать значительный рост количества репортажей. Тема выборов освещается в новостных и аналитических передачах Dagsrevyen, Kveldsnytt, Urix по нескольку раз в день.
После 7.12.2012 года наблюдается снижение внимания к теме выборов, а акцент в репортажах смещается на другие события общественно-политической жизни в России.
Следующая волна активного освещения темы выборов начинается в феврале 2012. Но теперь основная тема репортажей – выборы президента. Наибольшее количества сообщений о выборах наблюдается 3.03.2012, 4.03.2012 и 5.03.2012 – то есть за день до выборов, в день выборов и в день после выборов. Начиная с 6.03.2012 года, количество репортажей, напрямую освещающих выборы, спадает. Выборы перестают быть ключевой темой, а выступают больше в роли дополнительных сведений, напоминающих зрителям о важных для России событиях политической жизни.

3. Основные сюжетные линии репортажей: текущая политическая ситуация в России, отставки и назначения на высокие государственные должности, протестные акции в Москве; нарушения на выборах, как парламентских, так и президентских; громкие заявления видных политических и общественных деятелей, политическая апатия населения и предопределенность результатов выборов, «Путин – кандидат-лидер избирательной компании»; роль интернета для организации протестного движения, задержания оппозиционеров полицией и ОМОНом; «Единая Россия» побеждает на выборах в Госдуму, но теряет значительное количество мест в парламенте по сравнению с выборами 2007 года; отказ в регистрации и выдвижении на выборы президента РФ Явлинскому; большинство россиян поддерживает Путина; сфабрикованное предотвращение теракта против Путина; молодежь уезжает из России заграницу, активность наблюдателей на выборах в России.
Таким образом, в целом формируется представление о России, как недемократичной и несправедливой стране, в которой нарушаются права человека и избирательные права граждан.

4. Ключевые персоны журналистских материалов: главным действующим лицом большинства сюжетов является В.Путин. В большинстве сообщений присутствует упоминание его имени, видеокадры с Путиным, цитаты из интервью и некоторые высказывания. Путин является ньюсмейкером как в период выборов в Госдуму, так и в период выборов президента. То есть в представлении норвжеских СМИ Путин является независимым лидером и лидером партии Единая Россия одновременно.
Д.Медведев на протяжении всего периода избирательной компании упоминается очень редко. Количество упоминаний о нем можно сравнить с количеством упоминаний Г.Зюганова и В.Жириновского. Что на порядок ниже, числа упоминаний В.Путина.
Другие кандидаты в президенты – М.Прохоров и С.Миронов представлены единичными упоминаниями.
В ряде сюжетов упомянут В.Чуров.
Довольно значительное место в сообщениях канала «NRK» отведено комментариям оппозиционных общественных и политических деятелей, журналистов. Среди них: Г.Явлинский, Б.Немцов, А.Навальный, Е.Чирикова, М.Липман, Н.Петров, А.Венедиктов и другие.
Таким образом, несмотря на подовляющее доминирование Путина в качестве главного действующего политического актора в России, «NRK» тем не менее дает представление и о других, отличных от официальной точки зрения.
Особенностью при этом является то, что комментарии оппозиции принимаются с участием и выглядят более искренними. В то время, как комментарии Путина даются с ироничной журналистской «подводкой» или в подтверждение и демонстрации какого-то негативного суждения о России, как недемократичной стране.

5. Тональность сюжетов и сообщений о выборах в России имеет большей частью негативный характер. Журналистские материалы большей частью претендуют на аналитичность, в то же время присутствуют и короткие сообщения без оценочных комментариев. Большая часть сюжетов носит негативный характер и оставляет негативное впечатление о политической жизни в России. Этому способствуют регулярная демонстрация кадров насильственных действий ОМОНа, видеоряд «протестных митингов». Комментарии рядовых граждан России (чаще всего молодежь) о недовольстве сложившейся политической системой.
За редким исключением встречают нейтральные сюжеты о важных событиях политической жизни в России. Положительным можно условно назвать один сюжет о введении системы видеонаблюдения на участках для голосования. Этот сюжет оставляет приятное впечатления. Но условно положительным его можно назвать, потому что в сюжете присутствует и негативный оценочный комментарий.

Выводы:

События общественно-политической жизни России достаточно разносторонне и глубоко отражены в материалах государственной телерадиокомпании «NRK».
Выборы депутатов Госдумы и президента РФ стали ключевыми темами в журналистских материалах, посвященным событиям в России в последние полгода.
Тональность сюжетов большей частью формирует негативное представление о внутрироссийских политических процессах, как недемократических.
Среди множества ньюсмейкеров – политических и общественных деятелей, чьи заявления и комментарии транслируются в сюжетах телекомпании большее внимание уделено заявлениям В.Путина. Тем не менее, оппозиционная точка зрения также представлена. Последняя воспринимается с большим сочувствием и пониманием, нежели официальная.
 

Литовские СМИ и выборы в России

Beata Patašova, "Молодежная инициативная группа", 2012 04 17, Vilnius
 
„ [...] people should
be made aware of the trend toward
monopolization of the great public
information vehicles and the
concentration of more and more
power over public opinion
in fewer and fewer hands.“
Spiro Agnew

Невозможно переоценить роль средств массовой информации в формировании современной политики. Именно они дают старт предвыборной гонке и в целом обеспечивают победу тому или иному кандидату. Безусловно, когда речь идёт о современной политике, роль печатной прессы уходит на второй план; наиболее влиятельными становятся интернет порталы, блоги, социальные сети, а предвыборная кампания перемещается в виртуальное пространство. Поэтому в данном докладе больше внимания будет уделено интернет-изданиям и тому, какую оценку они дали последним законодательным и президентским выборам в России.

Освещение средствами массовой информации Латвийской Республики выборов в Госдуму и президентских выборов в РФ

Подготовили:
Анна Виноградова (часть 4),
Алиса Демина (часть 3),
Иван Енгашев (часть 2),
Андрей Солопенко (часть 1).
 

Ниже будет представлен анализ того, как СМИ Латвии освещали события, связанные с выборами в Государственную Думу Российской Федерации и с выборами президента России. Отметим, что СМИ Латвии, помимо прочих общепринятых в теории журналистики критериев, условно делятся на две большие группы – «Латышские» (выходят на латышском языке) и «Русские» (выходят на русском языке). Таким образом, далее мы будем отдельно говорить о различном освещении событий латышскими и русскими СМИ ЛР.

Анализ освещения выборов президента Российской Федерации в бельгийской прессе

Для анализа освещения выборов президента РФ была взята только франкоязычная пресса Бельгийского королевства в связи с тем, что автор этой статьи не владеет нидерландским языком в той мере, которая требуется для точной и объективной оценки.

Освещение результатов выборов в немецкоговорящей прессе Бельгии также не было проведено в связи со слишком малой долей читателей (46 000) единственной газеты Бельгии, выходящей на немецком языке.

Для проведения анализа были взяты следующие Бельгийские франкоязычные издания:
• L'Écho – ежедневное франкоязычное экономически-финансовое издание
• La Libre Belgique – ежедневное, франкоязычное издание. Освещает национальные и международные вопросы. Вместе с Le Soir составляет одно из основных, читаемых бельгийцами изданий.
• Le Soir - ежедневное, франкоязычное издание, основанное в 1885 году. Считается прогрессивным и независимым. Самое читаемое бельгийское, франкоязычное издание.
Период анализа – статьи начиная с декабря 2011 года по март 2012.

1. L'Écho - http://www.lecho.be/home
Очень маленькое количество статей, касающихся выборов.

Подача информации до президентских выборов
В нескольких статьях дается краткое освещение протестов и ситуации после парламентских выборов. Статья об обещании нынешнему президенту Медведеву поста премъер-министра в случае победы Путина. Отдельная статья о стоимости предвыборных обещаний Путина касательно повышения пенсий, а также зарплат учителям и врачам (127 милиардов евро).

Освещение результатов
Статья «Неудобная победа Путина» не находится в свободном доступе.

2. La Libre Belgique - http://www.lalibre.be/
Газета посвятила выборам президента РФ целое досье. Из всей франкоязычной прессы издание насчитывает больше всего статей по данной теме.

Подача информации до президентских выборов
В одной из статей публикуется интервью с профессором Бельгийского Свободного Университета, Од Мерлен, о возможности второго тура и прочих предпосылках и ситуации, сложившейся перед выборами. Анализ опросов общественного мнения с начальными 36%, готовыми проголосовать за Путина и последующими уже 78%. Уверенность в победе Путина, даже при вероятности второго тура. Убежденность в том, что вся производственно-экономическая элита РФ стоит за переизбрание Путина в связи с потребностью этой элиты в госдотациях.

Другая статья публикует обращение Путин к опозиции, призывая их самих уважать те демократические принципы, за которые они борются, имея ввиду неприемлемость диктата воли меньшинства большинству. В статье также отмечается более, чем возможная победа Путина в первом туре.

Освещение результатов
Одна из статей посвящена высказываниям Гай Верховштадта, лидера либеральной группы Европейского Парламента (и бывшего премьер-министра Бельгии) по поводу результатов выборов. По его мнению, [мы] присутствовали при «вбивании последнего гвоздя в гроб Российской демократии». Господин Верховштадт призывает ЕС и США к пересмотру отношений со страной, которая на может гарантировать базовые демократические принципы своим гражданам. Г-н Верховштадт прибыл в Москву по приглашению либеральных сил России.
Краткое освещение результатов с основными данными о явке избирателей и показателями кандидатов. Упомянуто изменение коституции об увеличении президентского срока с 4-х до 6-ти лет и теоретической возможностью Путина находиться у власти до 2024-го года.
В одной из статей упоминаются аресты активистов оппозиции (Навального, Удальцова и Чириковой) во время санкционированного митинга прошедшего сразу после президенстких выборов в понедельник, 5-го марта 2012 года.
Обзор отзывов из Российской прессы. «Ведомости», «Новая газета» и «Новые известия» отмечают победу Путина, но скорую потерю легитимности его правления («...можно выиграть выборы, но нельзя обмануть народ...»). Также отмечается маленькая победа гражданского общества, которое впревые с 2000-го года выразило свою позицию и заставило считаться также и с мнением меньшинства. «Российская Газета» утверждает, что выборы были честными, а «Независимая газета» обращает внимание на 3-е место М. Прохорова, нового человека в Российской политике.

3. Le Soir - http://www.lesoir.be/
Подача информации до президентских выборов
Одна из статей посвящена, скорее всего, возвращающемуся Путину и его предыдущему правлению с тезисом о том, что пришел он с благим намерением вернуть стране приватизированные ранее природные богатства, но не преуспел (сошел с пути в сторону авторитаризма и вверг страну в пучину бюрократии). Люди же вышедшие на улицы после парламентских выборов, являются маленьким и хрупким, нарождающимся средним классом, который и воспротивился такому ходу событий. Далее автор предугадывает, что этого маленького слоя населения будет недостаточно, чтобы противопоставить кого-либо Путину на президентских выборах, но, следуя словам М. Булгакова « ...ничто не может заставить замолчать толпу, пока она не выговорится. Русский же народ только начал говорить...».

Следующая статья, напечатанная прямо накануне выборов, пытается разобраться в самих русских. В том, кем они являются и по каким законам и с какими правителями живут. Ярко описывается противоречивый руский характер (который так притягивает и которого так боятся), его широта, максимализм и крайности, а также крайняя набожность и вера (автор в анализе уходит до времен Ивана Горзного, а также анализирует примеры российских вождей, и того, что с ними случалось в случае расхождения с церквовью). В итоге делается вывод о том, что если уж маленькая Бельгия все ещё находится «в поиске себя», но это тем более понятно в случае этой необъятной страны. В конце же статьи автор возвращается к теме необъятности русской души, полной противоречий (цитируя первые строчки из «Очи черные»).

Статья-анализ предыдущего 12-ти летнего правления Путина с его 5-ью большими ошибками: второй войной в Чечне, арестом Ходорковского, отпуском и утонувшей подлодкой Курск, с дуэтом-дуэлью с Медведевым и с политикой права «вето» в Совете безопасности ООН по Ливии, Зимбабве и Сирии.

Одна из статей о ситуации в Росси сразу же после парламентский выборов цитирует слова Путина об отсутствии сплоченной опозиции с ясными целями и задачами.

Освещение результатов
Освещение краткое, с основными данными о явке избирателей и показателями кандидатов. Упомянуто изменение коституции об изменении президентского срока с 4-х до 6-ти лет и теоретической возможностью Путина находиться у власти до 2024-го года.

Выводы
В принципе, можно говорить о довольно полном освещении событий, связанных с выборами президента РФ (особенно ежедневной газетой La Libre Belgique). Важно отметить, что La Libre Belgique предложила довольно большое колличество статей о ситуации в России в целом (до и после выборов). Ситуация была освещена насколько возможно объективно. Единственное, что можно было бы упомянуть, так это то, что ценный с антропологической точки зрения экскурс в характер и историю «русской души» был сделан изданием Le Soir, как и анализ 5 главных ошибок Путина во время его предыдущего срока. Издание же L'Écho широкого анализа и освещения выборов на дало в соответствии со своей спецификой.
 

XML материал